Новости Движения СОЮЗ

«Мастерская Фоменко» в Минске: Десять дней театрального праздника, объединившего две столицы

Легендарный московский театр завершил масштабные гастроли, представив минскому зрителю всю палитру своего искусства — от поэтического Маяковского до брехтовского Бреля и легендарных «Волков и овец».

С 12 по 22 ноября Минск стал настоящей театральной столицей, куда на гастроли с развернутой программой приехал один из самых известных и любимых российских коллективов — Московский театр «Мастерская Петра Фоменко». За десять дней было показано 8 спектаклей на двух площадках, которые собрали более 2000 зрителей. Но театр привез в Беларусь не только свои лучшие постановки, но и частичку своей уникальной творческой философии.
Масштаб события подчеркивают не только аншлаги. Параллельно со спектаклями работали выставки, посвященные истории театра и его основателю, которые посетили более 5000 человек. Для детей и родителей прошли две театрализованные лекции «Путешествие в театральную историю» от театроведа Анастасии Сергеевой, а для международных студентов — лекция «Тридцать лет истории». Более 5000 упоминаний в цифровом поле и свыше 200 отзывов от зрителей красноречиво свидетельствуют: визит «Мастерской Фоменко» стал ярким культурным явлением.
Гастроли стартовали в обновленном Доме Москвы литературно-музыкальной композицией «Маяковский. Послушайте» в постановке Фёдора Малышева. Эта работа задала высокую планку и показала, насколько чуток минский зритель к сложной, интеллектуальной материи.
Вторая площадка, Минский Молодёжный театр, на несколько дней стал домом для фоменковцев. Здесь с аншлагом прошли спектакли:

  • «Последние свидания» по Бунину — нежная и пронзительная история о любви.

  • «Мой Брель» — завораживающий спектакль-концерт, посвященный Жаку Брелю.

  • Завершились гастроли легендарными «Волками и овцами» — визитной карточкой театра, которую сам Петр Фоменко поставил еще для своих студентов в 1992 году. Важно, что сегодня эту пьесу играет уже новое поколение актеров, что доказывает: спектакль — не музейный экспонат, а живой организм.

22 ноября на пресс-конференции, состоявшейся в рамках гастролей, участники делились своими впечатлениями и уникальными деталями о жизни театра.
Актриса Екатерина Смирнова была покорена реакцией минской публики:
Вчера была очень радостная встреча со зрителем. Был праздник, были такие овации. На самом деле, не часто такие встретишь... Зал дышал, и мы на самом деле получили удовольствие. В какой-то момент возникло дыхание, и все состоялось.
Директор театра Андрей Михайлович Воробьев раскрыл секрет творческого долголетия «Мастерской». Он рассказал об особом, «партисипативном творчестве», когда идеи для новых спектаклей могут предлагать не только режиссеры, но и актеры, и даже сотрудники постановочной части.
Художественный руководитель... ходит по разным локациям в театре, где его уже ждут инициаторы и показывают... свою пробу и ошибку... Если то, что они показывают, становится интересным, есть смысл принять эту заявку.
— пояснил Воробьев.
Но главное, что отличает театр, — это особая, почти семейная атмосфера.
Мы можем на самых разных уровнях, артисты, монтировщики и директор театра, сидеть в кулисе и обсуждать наши творческо-производственные вопросы. А еще перед каждым спектаклем вся труппа, включая художественного руководителя и руководство, берется за руки и дает клятву играть этот спектакль как последний. Потому что мы не знаем, будет ли этот спектакль еще в нашей жизни... Но этот спектакль будет сыгран как последний. Это принципиально важно.
Директор Дома Москвы в Минске Владимир Олегович Стручков отметил, что гастроли «Мастерской Фоменко» стали знаковым событием и для самой площадки:
Мы провели реконструкцию нашей сцены. «Мастерская Петра Фоменко» — первые, кто ее опробовал и успешно. Их можно назвать крестными этой сцены. Главное, чтобы шефство на этой сцене они не бросили,
Он также подчеркнул, что это только начало большого пути:
Планы большие... Мы находимся в контакте с департаментом культуры города Москвы и ищем способы наполнения нашей культурной составляющей. Для нас важно привезти как можно больше московских талантов на нашу сцену в Минск.
Итог: Десять дней гастролей «Мастерской Петра Фоменко» стали не просто чередой спектаклей, а настоящим диалогом двух культур. Это событие подтвердило, что настоящий театр это не только великие тексты и виртуозная игра, но и живое, трепетное сообщество людей, объединенных любовью к искусству. И минский зритель, с его «дыханием» и благодарностью, доказал, что он идеальный собеседник для такого разговора.