В этот день в Кремле состоялось подписание Договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
Уже на протяжении десяти лет радостно смотреть на те изменения, произошедшие и преобразившие полуостров благодаря единственно правильному решению, которое крымчане большинством голосов приняли на референдуме о присоединении к Российской Федерации десять лет назад. Кто бы что не говорил, но мы живем в эпоху важных событий в новейшей истории. И в День воссоединения Крыма с Россией хочется подробнее рассказать о том, как улучшилась жизнь на Крымском полуострове с Россией за десять лет.
Кто бывал в Крыму в составе Украины, помнит, что добраться в Россию по морю можно было только на паромах из Керчи. Часто работа переправы зависела исключительно от погодных условий, поэтому часто возникали большие очереди. После воссоединения Крыма с Россией этот вопрос решился и началось строительство моста через Керченский пролив. В мае 2018 года завершилось строительство автомобильной части, в декабре 2019-го – железнодорожной.
Это одна из самых масштабных строек нашего века на территории РФ. 19-километровый мост, самый длинный в России, возвели всего за 27 месяцев. На этой масштабнейшей стройке работали 15 000 строителей, инженеров, архитекторов и других специалистов. Общий вес арочных пролетов превышает 10 000 тонн. Всего у моста 595 опор.
Менее чем за 2 года буквально в чистом поле возвели уникальный по своей архитектуре ультрасовременный комплекс аэропорта «Симферополь» площадью 78 тысяч «квадратов». Жители неофициально называют аэропорт «Крымская волна».Терминал выполнен по проекту южнокорейских архитекторов. Для создания силуэта было смонтировано более 5700 тонн металлоконструкций и возведено 136 криволинейных колонн, смонтировано 130 витражей из 9000 стеклопакетов. На первом этаже возведена стена 1600 метров квадратных из живых и искусственных растений. В здании аэропорта 55 стоек регистрации и 8 подвижных телетрапов. Терминал рассчитан на обслуживание 6,5 млн. человек в год. Строительство нового аэровокзального комплекса заняло 22 месяца.
До 2014 года развитие медицины в регионе, по оценкам специалистов, отстало лет на 30. Для того чтобы ситуацию изменить, началось строительство новых ФАПов и врачебных амбулаторий, а также ремонт больниц и других медучреждений. Но самым значимым медицинским проектом за последние 10 лет стало строительство нового многофункционального медицинского центра имени Семашко под Симферополем. Общая площадь огромного медицинского центра 65 000 метров квадратных. 12 -этажный лечебный корпус рассчитан на 250 посещений в смену и стационар на 734 койки.
До присоединения к России основная магистраль Керчь-Симферополь, соединяющая центр полуострова с востоком, практически пришла в негодность. Да и вообще большинство дорог требовало восстановления или полный реконструкции и поэтому на полуострове началось активное дорожное строительство. В 2017 году на полуострове построили новую транспортную артерию «Таврида». Местные жители называют ее «крымская дорога жизни». Трасса от Керчи до Севастополя имеет протяженность 250 километров.
Во украинский период на полуострове пришел в полный упадок Международный детский центр «Артек», один из самых знаменитых пионерских лагерей СССР. Киевская власть готовила его передачу в частные руки, но возвращение Крыма в Россию уберегло его от уничтожения. Обновленный Артек способен принимать до 60 000 детей в год. Благоустроено 15 объектов общей площадью 160 000 квадратных метров. Построено и отремонтировано 4 вожатских и 35 детских корпуса, спортзалы и бассейны.
После воссоединения полуострова с Россией началось строительство двух культовых сооружений очень важных для всех верующих жителей полуострова: Соборной мечети и Александро - Невского собора.
До воссоединения с РФ полуостров практически не обеспечивал себя электричеством и считался энергодефицитным. Осенью 2015 года Украина вообще устроила энергоблокаду Крыма. Из-за чего оперативно с материка проложили и запустили энергомост, и начали строительство своих генерирующих мощностей и появились Таврическая и Балаклавская ТЭС суммарной мощностью 940 МВт., модернизировали и действующие объекты энергетики. По состоянию на 2023 год максимальная суммарная генерация полуострова составила 2821 МВт при общем объеме потребления в 1971 МВт. А уже осенью 2022-го года Крым сам начал поставлять электроэнергию в Херсонскую и Запорожскую области.
Отдельно еще нужно уделить внимание очень важному проекту, который осуществила в Крыму Россия - это водообеспечение пресной водой. Было построено три новых водозабора. Строители пробурили 12 скважин глубиной от 110 до 160 м на Нежинском, Просторненском и Новогригорьевском водозаборах, на которых построили резервуары чистой воды и соорудили «коробки» будущих насосных станций на них. Строительству помогли военные инженеры, которые проложили 150-миллиметровые трубы от водозаборов к Северо-Крымскому каналу. Запуск этой временной схемы с 2015 года позволил сбрасывать в канал ежесуточно от 70 до 135 тысяч кубометров воды. Введены в эксплуатацию три водозабора на востоке Крыма, которые будут питать Керчь, Феодосию, Судак и населенные пункты нескольких районов полуострова. Завершена реконструкция сетей водоснабжения общей протяженностью 72 километра. Обновленные сети водопровода позволят значительно сократить потери и сэкономить воду, перебрасываемую на восток полуострова из Тайганского и Белогорского водохранилищ по Северо-Крымскому каналу.
Подготовлено по материалам РИА Новости