Теперь, согласно анонсированному президентом Беларуси плану реформ, до конца года (предварительно к 1 августа, видимо, с символичным прицелом на 9 число — годовщину президентских выборов) появится проект новой Конституции, которая будет вынесена на референдум в январе 2022 года. По предварительным данным, изменения затронут такие направления, как партийное строительство и избирательный процесс, распределение властных полномочий между ветвями власти и Всебелорусское народное собрание (ВНС), которому хотят придать новый статус.
Особо пристальный интерес наблюдается к ВНС. С одной стороны, есть прогноз, что полномочия этого уникального института будут значительно расширены.
С другой — принцип отбора делегатов на ВНС, а это назначение не позволяет рассматривать данный орган в качестве действительно общенационального, что сильно снижает доверие к нему со стороны граждан и ставит под вопрос планы наделения ВНС особыми правами.
Нельзя исключать вариант, при котором власть ограничит политические свободы и еще больше закроется от общества. Здесь важно помнить, почему, собственно, появилась идея конституционной реформы. Новая Конституция должна примирить расколотое на враждебные лагеря белорусское общество, и если реформ не будет или они будут проведены в интересах одной только политической группы, то Конституция не выполнит своего главного назначения.
В силу чрезмерного традиционного консерватизма правящей элиты в гражданском обществе не питают больших иллюзий относительно масштабов перемен.
Между тем даже косметические подвижки на данном этапе способны послужить катализатором комплексных реформ в перспективе.
Долгое время — в период стабильности — власть игнорировала партийное строительство, не видя прямой пользы от партий. Но объективные законы политического процесса нельзя обойти.
С наступлением общественно-политического кризиса, который характеризуется массовым вовлечением граждан в политику, партии неизбежно начинают формироваться сами.
Причем это настоящие, «живые» организации, состоящие из энергичных, амбициозных людей — носителей свежих и востребованных обществом идей.
В настоящий момент ожидается принятие новой редакции закона о политических партиях, по факту которой пройдет перерегистрация формально существующих 15 партий. Понятно, что после многолетнего игнорирования государством процесса партийного строительства старые партии «разложились», и к настоящему моменту на плаву остались всего две-три из них, которые и смогут пройти перезагрузку. Рейтинг доверия к этим партиям со стороны электората, конечно, крайне низок.
Однако параллельно четко просматривается учреждение как минимум трех новых партий. Во-первых, это партия «Союз», выступающая за белорусско-российскую интеграцию. Она предлагает однопалатный парламент, закрепление в Конституции курса на российско-белорусскую интеграцию, отказ от пункта о «стремлении к нейтралитету» и сохранении нормы о государственном статусе белорусского и русского языков (от чего предлагает отказаться прозападная оппозиция).
Далее идет так называемая партия власти, к учреждению которой давно подталкивают президента Лукашенко. И, наконец, некая партия умеренно-прозападного толка. На роль последней претендуют несколько политических групп, и пока неясно, какая из вариаций возьмет верх.
Таким образом, тенденция такова, что в итоге партийная система Беларуси будет представлена пятью основными партиями разной идеологической направленности, имеющими собственную электоральную поддержку.
Для Беларуси такое число партий видится оптимальным. Появляются и другие инициативы, но уже на начальном этапе развития хорошо заметно, какая из организаций может действительно претендовать на признание.
Несмотря на беспрецедентно высокую политизированность белорусского общества, граждане весьма настороженно относятся к вопросу своего присутствия в политических партиях, не желая обнаруживать личную политическую позицию в условиях жесткого антагонизма власти и ее оппонентов. В этой связи партия «Союз», съезд которой успешно прошел 6 марта в Минске (к слову, мероприятий подобного масштаба в Беларуси не было уже лет двадцать, и в белорусских политических кругах это восприняли как начало расширения политического ландшафта), выгодно отличается от других, потому что позиционирует себя как «третий путь», который предполагает компромиссное решение, ведущее к гражданскому примирению.
Цель вполне достижима.
Белорусский протест не имеет национального окраса, как бы это ни старались преподнести западные силы.
Разумеется, этническая и конфессиональная специфика западных областей присутствует, но в целом претензии граждан к власти связаны с социально-экономической повесткой. Поэтому выход из общественно-политического кризиса наиболее перспективен через широкий пакет реформ.
Разумеется, нельзя исключать, что в новой редакции закона о партиях условия учреждения политических организаций ужесточат.
Тогда, конечно, политический кризис существенно затянется.
Однако сейчас очевидно, что Республика Беларусь находится перед выбором, который, в зависимости от окончательного решения, может как привести страну к демократическому развитию, так и погрузить ее в состояние перманентного риска. Демократические преобразования в новой Конституции и партийное строительство будут способствовать реализации первого сценария. Цементирование же стартовавших реформ неизбежно отбросит республику в развитии и поставит под угрозу само ее независимое существование.
Источник