Новости Гражданская инициатива

От Лукашенко к партиям: Беларусь оказалась перед историческим выбором

На волне общественно-политического кризиса, ставшего следствием президентских выборов 2020 года, белорусские власти осознали необходимость реформирования действующей политической системы, во многом уже не отвечающей реальным настроениям граждан. На призыв руководства страны предлагать свое видение конституционной реформы осенью откликнулись как простые граждане, так и общественные объединения.

Теперь, согласно анонсированному президентом Беларуси плану реформ, до конца года (предварительно к 1 августа, видимо, с символичным прицелом на 9 число — годовщину президентских выборов) появится проект новой Конституции, которая будет вынесена на референдум в январе 2022 года. По предварительным данным, изменения затронут такие направления, как партийное строительство и избирательный процесс, распределение властных полномочий между ветвями власти и Всебелорусское народное собрание (ВНС), которому хотят придать новый статус.

Особо пристальный интерес наблюдается к ВНС. С одной стороны, есть прогноз, что полномочия этого уникального института будут значительно расширены.
С другой — принцип отбора делегатов на ВНС, а это назначение не позволяет рассматривать данный орган в качестве действительно общенационального, что сильно снижает доверие к нему со стороны граждан и ставит под вопрос планы наделения ВНС особыми правами.

Нельзя исключать вариант, при котором власть ограничит политические свободы и еще больше закроется от общества. Здесь важно помнить, почему, собственно, появилась идея конституционной реформы. Новая Конституция должна примирить расколотое на враждебные лагеря белорусское общество, и если реформ не будет или они будут проведены в интересах одной только политической группы, то Конституция не выполнит своего главного назначения.

В силу чрезмерного традиционного консерватизма правящей элиты в гражданском обществе не питают больших иллюзий относительно масштабов перемен.
Между тем даже косметические подвижки на данном этапе способны послужить катализатором комплексных реформ в перспективе.

Долгое время — в период стабильности — власть игнорировала партийное строительство, не видя прямой пользы от партий. Но объективные законы политического процесса нельзя обойти.

С наступлением общественно-политического кризиса, который характеризуется массовым вовлечением граждан в политику, партии неизбежно начинают формироваться сами.
Причем это настоящие, «живые» организации, состоящие из энергичных, амбициозных людей — носителей свежих и востребованных обществом идей.

В настоящий момент ожидается принятие новой редакции закона о политических партиях, по факту которой пройдет перерегистрация формально существующих 15 партий. Понятно, что после многолетнего игнорирования государством процесса партийного строительства старые партии «разложились», и к настоящему моменту на плаву остались всего две-три из них, которые и смогут пройти перезагрузку. Рейтинг доверия к этим партиям со стороны электората, конечно, крайне низок.

Однако параллельно четко просматривается учреждение как минимум трех новых партий. Во-первых, это партия «Союз», выступающая за белорусско-российскую интеграцию. Она предлагает однопалатный парламент, закрепление в Конституции курса на российско-белорусскую интеграцию, отказ от пункта о «стремлении к нейтралитету» и сохранении нормы о государственном статусе белорусского и русского языков (от чего предлагает отказаться прозападная оппозиция).

Далее идет так называемая партия власти, к учреждению которой давно подталкивают президента Лукашенко. И, наконец, некая партия умеренно-прозападного толка. На роль последней претендуют несколько политических групп, и пока неясно, какая из вариаций возьмет верх.

Таким образом, тенденция такова, что в итоге партийная система Беларуси будет представлена пятью основными партиями разной идеологической направленности, имеющими собственную электоральную поддержку.

Для Беларуси такое число партий видится оптимальным. Появляются и другие инициативы, но уже на начальном этапе развития хорошо заметно, какая из организаций может действительно претендовать на признание.

Несмотря на беспрецедентно высокую политизированность белорусского общества, граждане весьма настороженно относятся к вопросу своего присутствия в политических партиях, не желая обнаруживать личную политическую позицию в условиях жесткого антагонизма власти и ее оппонентов. В этой связи партия «Союз», съезд которой успешно прошел 6 марта в Минске (к слову, мероприятий подобного масштаба в Беларуси не было уже лет двадцать, и в белорусских политических кругах это восприняли как начало расширения политического ландшафта), выгодно отличается от других, потому что позиционирует себя как «третий путь», который предполагает компромиссное решение, ведущее к гражданскому примирению.

Цель вполне достижима.

Белорусский протест не имеет национального окраса, как бы это ни старались преподнести западные силы.

Разумеется, этническая и конфессиональная специфика западных областей присутствует, но в целом претензии граждан к власти связаны с социально-экономической повесткой. Поэтому выход из общественно-политического кризиса наиболее перспективен через широкий пакет реформ.

Разумеется, нельзя исключать, что в новой редакции закона о партиях условия учреждения политических организаций ужесточат.

Тогда, конечно, политический кризис существенно затянется.

Однако сейчас очевидно, что Республика Беларусь находится перед выбором, который, в зависимости от окончательного решения, может как привести страну к демократическому развитию, так и погрузить ее в состояние перманентного риска. Демократические преобразования в новой Конституции и партийное строительство будут способствовать реализации первого сценария. Цементирование же стартовавших реформ неизбежно отбросит республику в развитии и поставит под угрозу само ее независимое существование.

Источник