Такое мнение корреспонденту «Политринга» высказал политический эксперт, председатель Белорусского общественного объединения «Русь», член президиума оргомитета партии «Союз» Николай Сергеев.
По его словам, проект новой редакции Основного закона Республики Беларусь – это заметный шаг вперёд по сравнению с действующей редакцией Конституцией республики. Однако необходимо обратить внимание на ряд существенных недоработок, которые стоило бы устранить из нового варианта Основного закона.
Во-первых, вводная часть Конституции и её «идеологические» положения призваны отвечать на вопросы: где исток белорусской государственности, преемником чего она является и в каком направлении будет двигаться дальше?
В предложенной редакции Основного закона (ст. 15) закреплено положение о том, что «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». И это, несомненно, положительная грань.
Но вот в вводной части нет ответа на судьбоносные вопросы: где исток белорусской государственности, правопреемницей какого государственного образования выступает Республика Беларусь? Ничего не сказано и о цивилизационном выборе белорусского народа. При этом присутствуют расплывчатые фразы о «приверженности общечеловеческим ценностям» и о «многовековой истории развития белорусской государственности».
Мы же полагаем, что в вводной части Конституции Республики Беларусь должно быть чётко прописано, что «исток белорусской государственности лежит в Древней Руси» и что «Республика Беларусь является правопреемницей Белорусской Советской Социалистической Республики». Эти два положения, будь они включены в текст Конституции РБ, ясно и недвусмысленно свидетельствовали бы об исконной принадлежности Белой Руси к восточнославянской цивилизации Русского мира и что Республика Беларусь кровно связана с Белорусской ССР, республикой-соучредителем ООН и которая по праву входила вместе с другими республиками Советского Союза в число победителей над гитлеровским рейхом и его союзниками.
Во-вторых, в проекте Конституции РБ отсутствует такое важнейшее положение о том, что Республика Беларусь является соучредителем Союзного государства и способствует интеграционным процессам на постсоветском пространстве. А ведь это положение ставило бы точку в вопросе геополитического и цивилизационного выбора белорусского государства, подводя черту под двусмысленной политикой т.н. многовекторности.
В-третьих, вызывает сожаление, что в новой редакции Основного закона осталась неизменной 8 статья, в соответствии с которой «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».
Это явный пережиток начала 90-х годов XX столетия, когда выстраивался пресловутый однополярный мир, в котором «международное право» должно было диктоваться из Вашингтона. В той недоброй памяти время всё постсоветские страны, наивно надеясь быть принятыми в лоно западной цивилизации, писали свои конституции под диктовку западных советников, ограничивая суверенитет своих государств «международным правом».
Однако однополярный мир не состоялся, положение о главенстве «международного права» не просто устарело, а явно противоречит национальным интересам Республики Беларусь, но косность мышления ряда должностных лиц препятствует его устранению из Основного закона.
В-четвертых, вызывает непонимание закрепление в новой редакции невозможности быть избранным в президенты граждан Республики Беларусь, всю жизнь проживших в Белоруссии, но родившихся в советское время в Советском Союзе вне территории БССР. Это положение необходимо убрать из Конституции как ущемляющее права значительного числа белорусских граждан.
В-четвёртых, совершенно непонятно, зачем вносить в Конституцию статью, ограничивающую двумя сроками возможность нахождения одного лица на посту президента? Если общество устраивает, как человек справляется с обязанностями Главы государства, то зачем вносить какие-то искусственные ограничения? Это не касается какой-то конкретной личности, а дело в принципе. Думается, что намерение включить это положение в Основной закон - это всё тот же отголосок пресловутого желания «понравиться Западу». Несомненно, эту статью следовало бы исключить из проекта новой редакции Конституции.
В-пятых, особое внимание вызывает такой новый закрепляемый Конституцией институт, как Всебелорусское Народное Собрание (ВНС). Это важное нововведение, которое вполне оправданно в условиях развернувшейся жёсткой борьбы за передел мира. Если называть вещи своими именами, то Республика Беларусь фактически находится на осадном положении в условиях ведущейся против неё гибридной войны.
Практически ВНС - это своеобразный земский собор, или съезд представителей всех ветвей власти и прогосударственной общественности, который будет определять основные направления развития государства и способствовать сплочению правящего «класса» Республики Беларусь. ВНС, несомненно, придаст государству дополнительную устойчивость, но при этом вероятна проблема с обновлением «политической элиты». Однако при должном развитии ВНС может стать основой для становления в республике соборного государства с развитой системой прямой (наравне с парламентской) демократии. Тем более, что законодательная база для этого существует: законы о собраниях граждан и референдумах всех уровней.
Подводя итог, Сергеев отметил, что, несмотря на то, что времени до конституционного референдума осталось немного, представители БОО «Русь» подадут в установленном порядке свои предложения по поправкам в новую редакцию Основного закона в надежде, что они не останутся без внимания.
Источник