Новости Движения СОЮЗ

Семченко: Предложения по мерам укрепления экономики

В субботу 26 марта опубликован Указ № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». В Минфине утверждают, что указ направлен на оказание поддержки реальному сектору экономики, сохранение сбалансированности бюджета и «реализацию ответных мер на недружественные действия зарубежных партнеров».

Инструменты, которые предлагаются в указе, можно разделить их на три группы:

Во-первых. Предоставление правительству механизмов для гибкого управления бюджетом. Большой перечень прав, который дается правительству, связан с возможностью урезать расходы бюджета или увеличивать их, перераспределять доходы.

Во-вторых, попытка установить барьеры для иностранных компаний, которые хотят уходить с белорусского рынка и которые имеют страну происхождения либо акционеров из числа тех, кто вводит санкции в отношении Беларуси.

В-третьих, инструменты стимулирования экспорта и привлечения кредитов извне, а также управление торговым балансом и финансовыми вливаниями в Беларусь.

Также указ предлагает «определять особенности уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов».

Указ № 93 вряд ли можно рассматривать, как акт прямого действия, влияющий на экономику. Это скорее технический акт передачи ряда полномочий правительству. Можно предположить, что любой из инструментов, предлагающихся в указе, в дальнейшем будет использоваться через принятие дополнительных постановлений правительства.

С точки зрения соответствия масштаба шока и инструментов указа, нельзя сказать о каких-то революционных изменениях в экономической политике. Всё сводится к экономии бюджета, «не выпускании» иностранных компаний и надежд на привлечение внешних кредитов. Что касается вопросов частного бизнеса, то большинство пунктов указа не предполагают какую-либо поддержку.

Вероятно данный указ полезен, но его точно не достаточно для поддержания и стимулирования экономической ситуации.

В настоящий момент необходимо переходить на мобилизационные методы управления экономикой. Вплоть до создания централизованного штаба по аналогии с ГКО в период Великой Отечественной войны для оперативной выработки решений и их корректировки. Это в первую очередь касается сферы крупного бизнеса, в первую очередь промышленных предприятий и банковского сектора.

Что касается сферы среднего и особенного малого бизнеса, то здесь должна быть обеспечена максимально благоприятная среда. Малый и средний бизнес является существенным источникомсоздания рабочих мест, а так же именно предприятия этого сектора призваны обеспечить производство продукции так называемого «ширпотреба», которая сейчас в основном импортная.

Необходимо вернуть упрощенную систему налогообложения (УСН) для малых предприятий и ИП. Ограничение максимального оборота для УСН не позволяет использовать такие предприятия в качестве серьезного инструмента для незаконной оптимизации налогов. Принципиально важно для малого бизнеса иметь упрощенную систему учета и отчетности. Можно установить два уровня ставки налога для УСН в зависимости от величины выручки: базовую 5% и повышенную для сумм превышающих определенную величину.

Налогообложение для малых предприятий и ИП производственного характера (производителей) необходимо сделать минимальными, близкими к нулю. Необходимо стимулировать развитие производства в сфере мелкого и среднего бизнеса.

Целесообразно запустить инструменты «внутреннего инвестирования». Освободить (льготировать) суммы направленные на закупку производственных средств (производственного оборудования) от налогов на прибыль или НДС. Такая мера обеспечит стимулирование собственника на внедрение новых современных производственных основных средств. Это чрезвычайно важный и удобный источник инвестирования при отсутствии доступного кредитования.

Вместе с тем, необходимо принять меры по обеспечению проектного кредитования вместо кредитования под залог для производственных предприятий. И со стороны Национального банка необходимо осуществлять меры поддержки не просто банковскому сектору, а конкретно тех банков, которые будут осуществлять проектное кредитование.

Ввести мораторий на проверки для малых, средних предприятий и ИП на 2 года. Введение нового НК РБ по сути заставило малый бизнес начать вести бизнес в новой форме отчетности и налогообложения, поэтому уместно применить мораторий проверок как это принято для вновь зарегистрированных предприятий. Кроме того целесообразно применить «амнистию» от штрафов за ошибки допущенные в учете в 2022 году в связи с началом применением новой системы учета и налогообложения.

Для повышения конкурентоспособности белорусских предприятий и ИП на российском рынке необходимо срочно привести уровень налогообложения и систему учета на уровень налогообложения российских субъектов хозяйствования или даже сделать более выгодной.

Для более успешной кооперации между белорусскими и российскими предприятиями необходимо сократить и упростить процедуры, которые сопровождают торговый оборот с РФ. Особенно в части НДС. С учетом уровня имеющихся электронных систем контроля уплаты налогов, особенно в РФ, уже возможно уходить от оформления торговых операций с субъектами РФ как с нерезидентами и отменять декларирование и процедуры зачета НДС.

Так же для упрощения товарооборота с РФ следует принять взаимное признание сертификатов и исключить долгосрочные и дорогостоящие процедуры повторной сертификации. Так же проблема сертификации будет обостряться в связи с санкциями и прекращением поставок. Белорусские предприятия будут срочно находить им замену и упираться в сроки и стоимость сертификации. Необходимо или временно отменить или максимально упростить процедуру, или разрешить отложить её проведение на 3-6 месяцев.

Для защиты от последствий международных санкций необходимо применить льготы по налогам (вплоть до их отмены) для отраслей и направлений в которых необходимо стимулировать импортозамещение. Для сферы IT тоже надо ввести дополнительную льготную дифференциацию – наибольшие льготы должны быть предоставлены компаниям производящим конечные программные продукты и внедряющие их на территории РБ.
И самое главное, чтобы проводился постоянный мониторинг принимаемых мер поддержки и оперативно вносились необходимые корректировки.


Дмитрий Семченко член президиума организационного комитета